2011-07-12 11:47:51
О новой статье А. Пригарина и его проекте программы ЛФ.
На сайте ЛФ появилась очередная идейно-теоретическая статья Алексея Пригарина Консервативный коммунизм
Надо признать, что лидер полутроцкисткой РКП и главный идеолог ЛФ Пригарин давно скатился к правому оппортунизму. И поэтому так настойчиво проталкивает в своем проекте программы ЛФ апологетику буржуазного "социального государства" и буржуазной демократии, доходя даже до утверждения, что буржуазно-демократическое «социальное» государство «в области политической демократии практически совпадает» с «социалистическим вариантом». Хотя известно, что буржуазное государство, даже самое демократическое и социально-ориентированное, представляет собой диктатуру класса капиталистов и по своей сути прямо противоположно социалистическому, пролетарскому государству.
Вообще, в этом проекте много всего написано, в том числе оппортунистических и просто глупых вещей, но достаточно прочитать введение, после чего читать дальше уже не хочется, да и незачем, ибо и так все понятно. Причем Пригарин занимается апологетикой не просто теории «социального государства», а, фактически, реально существующих империалистических государств ЕС, повышающих пенсионный возраст и бомбящих Ливию. Он противопоставляет их российскому «ужасному капитализму», хотя на самом деле, современная РФ, благодаря некоторым остаткам социальных гарантий от СССР, в некоторых отношениях более «социальное» государство, чем страны Западной Европы, например, пенсионный возраст у нас пока еще ниже, чем там (после его повышении во Франции, а в ФРГ он ниже 65 лет никогда и не опускался).
Правда, все это предполагается считать «программой-минимум» для «левых сил». Но ведь и понятие «программа-минимум» тоже ко многому обязывает. У большевиков программой-минимум были свержение самодержавия и ликвидация помещичьего землевладения – т.е. требования не реформистские, а революционные, пусть и в смысле только буржуазно-демократической революции, которая затем должна была перерасти в социалистическую. А сторонники программы Пригарина предлагают считать программой-минимум всего лишь некоторое улучшение существующей политической и экономической системы, типа возвращения к избирательным законам ельцинского времени. Ничего не скажешь, хороший идеал для коммуниста, каковым называет себя Пригарин!
Такая идеология подходит не для борьбы за социализм, а только для оправдания возможного союза с либералами. Тем более, что здесь же, во введении, содержится еще одно оппортунистическое и противоречащее марксизму и всему историческому опыту утверждение о том, что после выполнения программы-минимум пути сторонников социализма и капитализма, конечно, разойдутся, но «при решении этого исторического спора со вчерашними союзниками не должны использоваться силовые методы».
И, к сожалению, товарищи, несмотря на всю критику, вместо того, чтобы сразу выкинуть эту программу в корзину, очередной раз принимают ее "за основу", хоть и не решаются принять окончательно.
Что касается новой статьи, она написана достаточно сумбурно, после прочтения не совсем понятно, что хотел сказать автор и что он конкретно предлагает, но общий осадок вполне определенный – «как же все-таки хорош капитализм». Причем используется прием, о котором писал еще Ленин, говоря о буржуазных идеологах, которые сначала приписывали марксистам нелепицы, а затем их "победоносно" опровергали. Сначала автор обвиняет коммунистов, что якобы они отрицают возможность научно-технического прогресса и определенных социальных завоеваний трудящихся при современном капитализме, а затем из этого делает вывод, что, на самом деле, капитализм, мол, не так уж и плох.
Несмотря на невнятность статьи, бросаются в глаза два оппортунистических вывода.
«Думаю, что в связи с этим коммунистам нужно отказаться от двух пропагандистских догм. Первая из них, что при капитализме невозможно возникновение и последовательное накопление элементов социализма».
Возникновение и накопление элементов социализма как СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (а именно это и есть главное в социализме) при капитализме НЕВОЗМОЖНО. Ибо социалистические производственные отношения - это общенародная собственность на основные средства производства (промышленность, земля, природные ресурсы, транспорт и т.д.), возможность чего появляется только после социалистической революции и возникновения пролетарского государства. А при капитализме господствует частная собственность, государственный же сектор экономики управляется буржуазным государством. При капитализме происходит только накопление МАТЕРИАЛЬНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК социализма - т.е. развитие производительных сил, уровень которых уже действительно требует смены формации и толкает к революции. Также возникают идеологические предпосылки социализма - в виде соответствующих идей, а также и предпосылки в области отношений между людьми - по идее, примером таковых должны быть, в первую очередь, отношения внутри коммунистических организаций, сюда же относится классовая солидарность в профсоюзной борьбе и т.д. Но никаких элементов социалистической экономики не возникает и возникнуть до революции не может.
А тезис Пригарина - это старый оппортунистический тезис о постепенном перерастания капитализма в социализм без революции.
«Развитие производительных сил позволит даже в условиях капитализма обеспечить основные материальные потребности человечества, а в ближайшие десятилетия - удовлетворить их практически полностью».
А это очередной вздор из области апологетики капитализма. Развитие производительных сил уже сейчас позволяет с избытком обеспечить основные материальные потребности человечества, однако капитализм не может сделать это даже в развитых странах. Не говоря уже о том, что народам предлагается ждать и терпеть еще десятилетия, чтобы проверить справедливость пригаринского обещания.
Вот такие вещи выдает Пригарин, который претендует на статус главного идеолога и хранителя марксистского наследия в Левом фронте.
Ирина Воробьева
Последние
фото
Последние
статьи
Последние
новости
Последние
комментарии