2017-11-28 08:52:51
Усиление религиозности народных масс в новейшей истории буржуазной России до сих пор вызывает вопросы у читателей, мировоззрение которых сформировалось в советское время.
Движение против клерикализации общества, которое стремятся пропагандировать естественно-научное представление об объективной дествительности сталкивается с большими трудностями даже в среде образованных людей. Что уж говорить о трудностях антирелигиозной пропаганды в эксплуатируемых, претесняемых и опустошаемых капиталистическими отношениями массах. А что писали по этому вопросу советские? Предлагаем читателям сайта два примера разъяснения «антиклерикальной» работы партии большевиков.
Товарищ Сталин в своей речи «Об очередных задачах партии в деревне» (22 октября 1924г.):
-Для характеристики того, насколько нечутко подходят иногда к крестьянам, следует сказать несколько слов об антирелигиозной пропаганде. Иногда некоторые товарищи рассматривают крестьян как философов-материалистов, полагая, что стоит прочесть лекцию по естествознанию, чтобы убедить мужика в несуществовании бога. Они не понимают часто, что мужик смотрит на бога по-хозяйски, т. е. мужик иногда не прочь бы отвернуться от бога, но его часто раздирают сомнения: “а кто его знает, может, бог и в самом деле существует; не лучше ли будет ублаготворить и коммуниста, и бога, чтобы надежнее было для хозяйства”. Кто не учитывает эту особенность психологии крестьянина, тот ничего не понял в вопросе о взаимоотношениях между партийным и беспартийным, тот не понял того, что в вопросах антирелигиозной пропаганды требуется осторожное отношение даже к предрассудкам крестьянина. (И.Сталин, т.6. стр.309)
В справочнике для рабочих («Спутник рабочего на 1925 год», Рабочее издательство «Прибой», Ленинград, 1925г.) Напечатан специальный раздел «Происхождение религиозных праздников»
(стр. 81-89), в котором описываются Благовещение, Пасха, Троица и духов день, Ильин день, Спасы. Несмотря на простоту изложения, этот материал не оскорбляет достоинства верующих. Не носит характер малограмотного «безбожничества», а с научно-исторической точки зрения делаются выводы для просвещения рабочих. «… мы видели, пишет автор раздела А.М. Покровский, что все важнейшие православные праздники ведут своё происхождение с древних языческих времён, когда техника находилась на самой низкой ступени развития и человек, не обладавший знаниями о законах природы, преклонялся перед её грозными явлениями.
То же можно доказать и относительно праздников других религий, но мы остановились на православных, потому что с ними приходится чаще всего иметь дело».
Марксисты понимают источники и причины возникновения религии, но в атеистической пропаганде среди беспартийных рабочих и крестьян необходимо соблюдать известный такт и изучать приемы, применявшиеся лучшими партийными пропагандистами. И ни в коем случае не забывать, что самым верным способом освобождения масс от религии являются все-таки не лекции и не шумные антиклерикальные акции, а сознательная борьба рабочих и трудящихся за освобождение от гнета и капиталистической эксплуатации. Что и подтвердила победоносная практика большевиков, сама жизнь советского общества, успешно освобождавшегося от антинаучного представления о действительности и овладевавшего наукой о развитии природы и человеческого общества.
Последние
фото
Последние
статьи
Последние
новости
Последние
комментарии