РКРП-КПСС

АКМ Израиль

РКСМ-Новосибирск

АКМ-Ленинград

Центральный сайт АКМ

АКМ-Азербайджан

Боротьба


Наш баннер

Краткое описание:
Основы экономического учения марксизма.

Относится к рубрике:
Теория|Статьи|

2008-10-28 00:29:46

ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ МАРКСИЗМА





Базовые категории исторического материализма. Характеристика капиталистической формации.

Что такое капитализм? Это одна из общественных формаций, этапов в развитии общества. Таковыми, наряду с капитализмом, являются первобытно-общинный строй, рабовладение, феодализм, социализм, коммунизм.

Как уже говорилось, марксизм рассматривает материальное производство как основу жизни общества, поэтому каждая общественная формация основывается на соответствующем способе производства – это базис, над которым возвышается политическая, идеологическая и т.п. надстройка.

Способ производства включает в себя:

производительные силы – люди с их знаниями, навыками, умениями, а также материальные средства производства (средства труда и предметы труда);

производственные отношения – отношения людей, связанные с производством, владением средствами производства и произведенными продуктами. В первую очередь, это отношения собственности на средства производства.

Производственные отношения должны соответствовать уровню развития производительных сил, когда же в результате развития производительных сил старые производственные отношения уже отстают от уровня развития производительных сил и соответствие нарушается, то возникает диалектическое противоречие, которое в конечном итоге приводит к революционной смене старых производственных отношений новыми, старого способа производства и старых классов общества новым способом производства и новыми классами.

История развития человечества представляет собой последовательность общественных формаций, основанных каждая последующая на более передовом способе производства, чем предыдущая, т.е. на более развитых производительных силах и соответствующих им производственных отношениях. Примитивному земледелию, скотоводству и охоте, когда производительные силы крайне неразвиты и продуктов труда едва хватает на выживание племени, соответствует первобытно-общинный строй с коллективным трудом и равенством. Бронзовым и железным орудиям труда – рабовладение и феодализм, т.е. формации, основанные на насильственном принуждении к труду рабов или крепостных крестьян. Паровая машина и электричество закрепили победу капитализма, с его эксплуатацией наемного труда. Современный уровень развития производительных сил настоятельно требует обобществления средств производства и перехода к социализму.

Марксистское учение о материальном производстве, как основе жизни и развития общества, о производительных силах и производственных отношениях, о смене общественных формаций, о соотношении между экономическим базисом и политической надстройкой, о классовой борьбе и социальных революциях, как локомотивах истории, короче, марксистская теория общества (социология, социальная философия), называется историческим материализмом. Более узкая наука, подробно изучающая производственные отношения общества (в увязке с развитием производительных сил), называется политэкономией. Марксистская политэкономия опирается на учение исторического материализма. Политэкономия капитализма изучает капиталистические производственные отношения, социализма – социалистические. Перейдем теперь к рассмотрению марксистской политэкономии.

Капитализм основан на капиталистическом способе производства.

Производительные силы, соответствующие капиталистическому способу производства в его развитой форме – это индустриальное, машинное производство.

Производственные отношения капиталистического способа производства – частная собственность буржуазии на средства производства и эксплуатация ею класса наемных работников - пролетариев.

Соответственно, два основных класса капиталистического общества, различающиеся по своему объективному положению в капиталистическом способе производства и по вытекающим отсюда объективным интересам – это буржуазия и пролетариат.

Пролетариат – класс людей, лично свободных (в отличие от рабов или крепостных), но лишенных собственности на средства производства и вынужденных продавать буржуазии (капиталистам) свою рабочую силу (способность к труду), подвергающийся эксплуатации со стороны буржуазии, которая наживается за счет него.

Буржуазия – класс людей, обладающих собственностью на средства производства, и эксплуатирующих на этой основе пролетариев, покупая их рабочую силу и присваивая себе продукт их труда.

Наряду с этими двумя классами может существовать промежуточный класс мелких собственников (мелких товаропроизводителей), которые владеют небольшими средствами производства и работают сами на себя, не эксплуатируя чужой труд (крестьяне-единоличники, всевозможные мастера-одиночки и т.д.). Этот класс вымывается по объективным законам капитализма, большей частью становясь пролетариатом, в небольшой части – поднимаясь в ряды буржуазии.

Капитализм предполагает товарное производство, когда продукты производятся не для потребления внутри своего хозяйства, а для обмена (купли-продажи) на рынке. Первая известная в истории форма товарного производства – простое товарное производство, когда мелкие производители - труженики и собственники одновременно (крестьяне, ремесленники и т.д.) - обмениваются между собой продуктами своего труда. Капиталистическое же товарное производство требует, чтобы был в наличии большой слой людей (в конечном итоге – почти все общество), которые лишены собственных средств производства и вынуждены наниматься к капиталисту, продавая ему свою рабочую силу и становясь пролетариями. Капиталист присваивает себе продукт их труда и продает его на рынке, как пролетариям (предметы потребления), так и другим капиталистам (средства производства и предметы роскоши). Создание такого слоя «свободных работников» при возникновении капитализма сопровождалось насильственной экспроприацией мелких товаропроизводителей (огораживания в Англии, «освобождение» крестьян без земли в России и т.д.).



Теория прибавочной стоимости – объяснение механизма капиталистической эксплуатации.

Товары, продающиеся на рынке, различны и несопоставимы по своим потребительским свойствам. Табуретка, компьютер, авторучка, токарный станок – что может быть общего между этими столь разными продуктами? Но тем не менее на рынке они приравниваются друг к другу в определенных отношениях, через цены. Следовательно, во всех этих качественно разных товарах существует что-то общее и количественно измеримое, что лежит в основе их меновых пропорций, т.е. цен. Такая субстанция в политэкономии называется стоимостью.

Как уже говорилось ранее, одним из источников марксизма явилась классическая английская политэкономия, в первую очередь, в лице английских буржуазных экономистов Адама Смита и Рикардо. Смит и Рикардо заложили основу трудовой теории стоимости. В товарах есть то общее, что они продукты человеческого труда, на их производство тратится определенное рабочее время. Именно соотношение рабочего времени, затраченного на производство товаров, определяет их ценовые пропорции. Труд, затраченный на производство товара, измеренный рабочим временем, и является его стоимостью. При этом, как показал Маркс, развивший трудовую теорию стоимости, речь идет в данном случае об общественно-необходимом, т.е. среднем для данного общества, рабочем времени, требуемом на производство данного товара. Труд разной квалификации приводится к общему знаменателю через определенные коэффициенты, более квалифицированный труд за то же время дает большее количество расчетного рабочего времени, чем менее квалифицированный, т.к. на приобретение квалификации тоже тратится труд как самого работника, так и других людей. Цены товаров могут отклоняться от их стоимостей, как под влиянием рыночной конъюнктуры, соотношения спроса и предложения, колебаться вокруг стоимости, так могут возникать и длительные отклонения, связанные со средней нормой прибыли, а также монополией. Но в конечном итоге цены определяются затратами рабочего времени, т.е. стоимостью товаров.

Но, заложив основы трудовой теории стоимости, Смит и Рикардо не смогли объяснить источник богатства буржуазии. Ведь согласно трудовой теории стоимости, товары продаются в среднем по их стоимостям, отклонения взаимно уравновешиваются. Следовательно, если капиталист покупает у рабочего его труд, то он дает за него полную плату, т.е. сколько капиталист получил труда рабочего, столько и отдает в виде заработной платы, и совершенно непонятно, откуда берется прибыль. Если же капиталисты платят рабочим за труд меньше стоимости, то, получается, закон стоимости нарушается. Открытие Маркса здесь заключается в том, что капиталист покупает у рабочего не труд, а только рабочую силу, т.е. способность к труду. Стоимость рабочей силы, как и любого другого товара, равна затратам рабочего времени на его воспроизводство, т.е. затратам рабочего времени, необходимым для производства продуктов, обеспечивающих минимально возможный уровень потребления рабочего и его детей, чтобы рабочая сила сохранялась и воспроизводилась. Т.е., говоря в деньгах, стоимость рабочей силы равна прожиточному минимуму работника - минимальной стоимости жизненных средств, чтобы он мог продолжать работать на хозяина. Именно столько работник и получает в форме зарплаты. Труд же рабочего дает больше, чем стоимость рабочей силы. Это общий закон развития человеческого общества со времен разложения первобытного строя - человек может произвести больше, чем надо для его существования, на этом, собственно, и основан исторический прогресс человечества. Разница между трудом рабочего и стоимостью рабочей силы, т.е. неоплаченный труд рабочего – это и есть прибавочная стоимость, единственный источник прибыли класса капиталистов. Рабочее время, которое работник тратит на собственное воспроизводство, называется необходимым рабочим временем, а рабочее время, которое он тратит на производство прибавочной стоимости – прибавочным рабочим временем. Открыв прибавочную стоимость, Маркс научно, на базе трудовой теории стоимости раскрыл весь механизм капиталистической эксплуатации. Маркс показал, что эксплуатация пролетариата буржуазией не является отклонением или нарушением закона стоимости и других законов капиталистической экономики, а вытекает из них, составляет сущность капитализма.

Строго говоря, прибавочная стоимость есть частный случай более общей категории прибавочного продукта. Рассмотрим следующий пример. При рабовладении раб выращивает 10 мешков пшеницы, их них один мешок – это возмещение израсходованных семян. Т.е. всего трудом раба вновь создано 9 мешков пшеницы. Из них на пропитание самого раба требуется 4 мешка. Оставшиеся 5 мешков достаются рабовладельцу. Эти 5 мешков и есть прибавочный продукт. Ситуация с капиталистом и рабочим принципиально никак не отличается от этой, но при капитализме истинная сущность вещей затуманивается для понимания из-за товарно-денежных отношений. Если при рабовладении всем понятно, что раб бесплатно работает на хозяина, то при капитализме рабочий и капиталист формально – две равные стороны на рынке труда (точнее, рабочей силы). И создается впечатление, поддерживаемое буржуазной пропагандой, что рабочий продает капиталисту не рабочую силу, а свой труд, следовательно, и получает за него сполна, и никакого неоплаченного труда нет. К тому же, и продукт, созданный рабочим, не делится между ним и хозяином в натуральной форме, а продается на рынке за деньги, и из выручки хозяин платит рабочему зарплату, на которую тот покупает необходимые товары уже у других капиталистов.

Вся эта сложная система несколько скрывает суть капиталистической эксплуатации и даже порождает такое явление, как товарный и денежный фетишизм. Т.е. люди вместо реально имеющих место своих собственных отношений, отношений людей, видят отношения вещей, например, считают стоимость товаров не выражением человеческого труда, затраченного на их производство, а некой внутренней сущностью самих товаров. Приписывают самостоятельную сущность и деньгам, даже превращают их в идола, хотя на самом деле деньги лишь выражение человеческих отношений и вне человеческого общества ничего не представляют. Товарный и денежный фетишизм – это частный случай отчуждения, о котором говорилось в предыдущей лекции.

Некоторые следствия из закона прибавочной стоимости.

1. Заработная плата в среднем всегда равна минимальному уровню выживания и даже несколько меньше. Практический механизм поддержания зарплаты на этом уровне – монополия класса капиталистов на средства производства и резервная армия безработных, всегда существующая при капитализме. Следовательно, любое увеличение общественного богатства вследствие роста производительности труда полностью или почти полностью достается классу капиталистов, т.к. наемным работникам остается по прежнему только прожиточный минимум.

Далее, интересно отметить, что степень эксплуатации в развитом капиталистическом обществе намного больше, чем при рабовладении или феодализме, несмотря на то, что рабочий там может жить значительно лучше древнего раба. Ведь при рабовладении производительность труда была очень низкой, и большую или даже бОльшую часть своего труда раб тратил на собственное обеспечение, и только меньшую на рабовладельца. Современный же рабочий на передовой фабрике может за 10 минут обеспечить свою дневную зарплату, и даже довольно приличную, а все оставшееся рабочее время полностью идет в прибыль капиталиста. Из этого же следует вывод, что в более развитых странах степень эксплуатации, выраженная в процентах, может быть выше, чем в отсталых, даже несмотря на более высокий уровень жизни.

2. Капиталист заинтересован в увеличении прибавочной стоимости и соответствующего ей прибавочного рабочего времени. Существуют два пути этого: удлинение рабочего дня (или, что то же самое, увеличение интенсивности труда) – это называется абсолютной прибавочной стоимостью; и уменьшение рабочего времени, необходимого на воспроизводство рабочей силы, за счет роста производительности труда в отраслях, производящих предметы потребления для трудящихся – это называется относительной прибавочной стоимостью.



Анархия производства и кризисы при капитализме.

Капитализму свойственна анархия производства. Каждая капиталистическая фирма действует самостоятельно, а не в рамках единого народнохозяйственного плана. Это непосредственно вытекает из частной собственности на средства производства и конкуренции. Государственное регулирование не может отменить этого факта. Монополизация капиталистической экономики не устраняет анархии производства, т.к. крупных фирм все равно достаточно много, а даже еще больше усиливает ее. Анархия производства порождает т.н. кризисы перепроизводства.

Механизм возникновения кризиса такой. В период экономического подъема каждый капиталист стремится максимально нарастить производство, чтобы получить наибольшую прибыль. Но платежеспособный спрос капиталистического общества ограничен, также, в связи с анархией производства, отсутствуют правильные пропорции производства различных видов продукции между собой и с фондом заработной платы. В определенный момент население оказывается не в состоянии приобрести всю произведенную продукцию. Капиталисты стимулируют спрос массированной рекламой, внедряют потребительский кредит – лишь бы покупали. Но в конечном итоге покупательная способность населения все равно исчерпывается, люди не покупают товары, не могут выплачивать кредиты (пример – нынешний ипотечный кризис в США). Производство предметов потребления падает. Вслед за этим падает производство средств производства, необходимых для производства предметов потребления. Сокращаются рабочие места, что еще больше снижает покупательную способность. Наступает кризис неплатежей в финансовой сфере. Это приводит к общему обвалу капиталистической экономики, резкому ухудшению положения трудящихся. Разоряются многие мелкие и средние фирмы, крупные же компании на этом фоне могут, наоборот, укрепить свои позиции, хотя тоже несут убытки.

Важно подчеркнуть, что т.н. кризис перепроизводства происходит на фоне нищеты огромных масс людей. Часто миллионы трудящихся голодают, а продукты питания уничтожаются. Отдать их нуждающимся бесплатно или по низкой цене – это означает для капиталистов вызвать снижение спроса и падение цен, в то время как во время кризиса они и так несут убытки. Выгоднее уничтожить «избыток» товаров. Капитализм в этом смысле – это единственный строй, при котором к нищете и страданиям людей ведет не недостаток производства, а, наоборот, его большой объем. Это доказывает, что капиталистические производственные отношения, т.е. частная собственность на средства производства, уже не соответствуют производительным силам и приносят большой ущерб обществу.

Длительный кризис экономики России в 1991-1998 годах был связан не с кризисом перепроизводства, а с разрушением индустриального и научно-технического потенциала СССР в результате контрреволюции 1991 года и превращения России и других бывших республик СССР в государства неоколониального типа. В настоящее же время в России возможен и классический «кризис перепроизводства», связанный с возможным кризисом международной капиталистической экономики, в которую сейчас интегрирована Россия.





Развитие капитализма и социализм.

Первоначальный капитализм был капитализмом свободной конкуренции, когда существовало множество сравнительно небольших капиталистических предприятий. Дальнейшее развитие капитализма, закон концентрации производства и капитала привел к началу 20 века к переходу капитализма свободной конкуренции в империализм, монополистический капитализм. Основа империализма – это приход на смену конкуренции монополии, т.е. одной или чаще нескольких крупных компаний, монополизировавших данный вид производства в национальном или мировом масштабе (сюда же относятся крупные банки), и имеющих за счет этого возможность постоянно держать цены выше стоимости, получая монопольную прибыль. Другой важной особенностью империализма является система экономического угнетения империалистическими странами колоний (неоколоний) и зависимых стран.

Признаки империализма, данные В.И. Лениным:

«1) концентрация производства и капитала, дошедшая до такой высокой ступени развития, что она создала монополии, играющие решающую роль в хозяйственной жизни;

2) слияние банкового капитала с промышленным и создание, на базе этого "финансового капитала", финансовой олигархии;

3) вывоз капитала, в отличие от вывоза товаров, приобретает особо важное значение;

4) образуются международные монополистические союзы капиталистов, делящие мир, и

5) закончен территориальный раздел земли крупнейшими капиталистическими державами.»

Отсюда видно, что весь сегодняшний т.н. «глобализм» - это тот же самый империализм. Отсутствует только последний пункт, что связано не столько с внутренним развитием капитализма, сколько с победой СССР во второй мировой войне и последующими успехами национально-освободительного движения в колониях. Вынос производства в страны «третьего мира» - это пункт третий из ленинского определения.

Дальнейшее развитие империализма – это государственно-монополистический капитализм, когда монополии тесно сливаются с государством не только в политической области, но и в экономике, когда монополистический капитал активно использует экономические возможности государства в своих интересах.

Современная постконтрреволюционная Россия представляет собой соединение неоколониальной зависимости, с одной стороны, и империализма в государственно-монополистической стадии, с другой. Первое проявляется в сырьевом и импорто-ориентированном характере экономики, финансовой эксплуатации России западным капиталом через т.н. Стабилизационный фонд, внешний долг (не только государственный, а в первую очередь корпоративный). Второе – в господстве монополий и финансовой олигархии, тесно сросшейся с госаппаратом, в развитии огромных государственных монополий типа Газпрома, в политике «миниимпериализма» на территории бывших республик СССР и робкого противостояния США и НАТО в некоторых вопросах.

Империализм, с одной стороны, создает такой уровень производительных сил, уровень укрупнения производства, который непосредственно предшествует социализму. С другой стороны, небольшая группа владельцев крупных корпораций, финансовая олигархия, окончательно становится ненужной и чисто паразитической надстройкой над обществом, т.к. даже управленческие функции выполняются в основном наемными директорами. В то же время империализм обостряет противоречия капитализма, ведет к росту неравенства, грабительским войнам, в том числе мировым и ядерным, национальному угнетению, экологической катастрофе и нравственной деградации общества. Следовательно, уничтожение капиталистического строя становится как возможным, так и необходимым для дальнейшего развития человечества. Совершая социалистическую революцию, пролетариат уничтожает частнокапиталистическую собственность, срезает олигархическую верхушку и берет во владение средства производства. На смену капитализму приходит социалистический способ производства.

Основа социалистических производственных отношений – это общенародная собственность на средства производства и такая организация народного хозяйства, когда каждый является и сособственником (как член общества) и тружеником одновременно. Развитие народного хозяйства осуществляется на основе единого плана, и имеет целью не максимизацию прибыли капиталистов, а максимальное удовлетворение материальных и духовных потребностей трудящихся. Принцип распределения при социализме: От каждого – по способностям, каждому – по труду. При дальнейшем развитии производительных сил и переходе коммунистической формации в свою высшую стадию (первой является социализм), это принцип превращается в принцип: От каждого – по способностям, каждому – по потребностям.





А. Шмагирев
доклад на школе марксизма РКСМ в июне 2008 г.







Вы можете оставить комментарий
Ваше имя *

Ваш город

Ваш сайт

Ваш электронный адрес


Текст сообщения *

Введите цифры на рисунке
цифровой код
Комментарии
Всего: 0

Последние
фото


Возложение цветов к памятнику Ленину 22....


1 мая 2019

Все альбомы >>



Последние
статьи

2023-04-28 А.В. Шмагирев. Мелкобуржуазные теории со...
2023-04-27 О фашизме на экспортСтатья А. Шмагирева,...

Все статьи >>



Последние
новости

2023-04-28 А.В. Шмагирев. Мелкобуржуазные теории со...
2023-04-27 О фашизме на экспортСтатья А. Шмагирева,...

Все новости >>



Последние
комментарии

2018-11-03 Валерий Яковлевич: Молодец. Алексей!!!
2018-04-01 Юрий Пирогов: В 1917 г . Цивилизация в лице России пер...
2018-04-01 Юрий Пирогов: Валестайн это конечно болтливый прим...
2018-02-26 Mezler: 19 февраля уволен директор Бердского Эле...
2017-10-07 олег: Диагноз: имитация классовой борьбы. прик...
2017-07-15 алекс: тратить сто тысяч на памятник, который п...
2017-05-04 олег: Вот эти полмиллиона соглашателей, членов...
2017-03-05 Валерий Яковлевич: Я с вами!
2017-02-28 Пожарский: На самом деле анонсы в газете были в 201...
2016-07-27 Mezler: Хотя, можно предложить такой опрос в vk....

Все комментарии >>



Яндекс-кошелек:
41001948442890

РКРП и АКМ рекомендуют



Государство и революция
Учение марксизма о государстве и
задачи пролетариата в революции



Поиск
Главная Газета Фото О нас
Материалы
Рубрики