РКРП-КПСС

АКМ Израиль

РКСМ-Новосибирск

АКМ-Ленинград

Центральный сайт АКМ

АКМ-Азербайджан

Боротьба


Наш баннер

Краткое описание:
О необходимости идеологии.

Относится к рубрике:
Теория|Статьи|

2009-01-13 19:02:44

О необходимости идеологии





Идеология – это система мировоззренческих взглядов и ценностей, основанная на определённой философской системе, и направленная на непосредственную оценку текущей действительности. Сами ценности обосновываются в рамках философии, базирующаяся на ней идеология лишь задаёт их как систему восприятия мира.

Каждый человек должен иметь хоть какое-то представление о том, зачем он живёт, как он должен жить и к чему стремиться. Всё это философские вопросы. А если человек не знает, как на них ответить, или сомневается (что вполне естественно), то это должно стимулировать его философские размышления. Конечно, далеко не каждый человек – философ. Ещё Платон, считавший философа высшим типом человека, в своём «Государстве» видел философов незначительным меньшинством. Большинство людей не стремится разработать собственной цельной системы взглядов на мир. Ответы на мировоззренческие вопросы находятся интуитивно, с помощью здравого смысла, следуя за авторитетами или путём сознательного усвоения уже разработанных философско-мировоззренческих систем. Последний путь является оптимальным: воспринимая философскую систему, человек определённым образом структурирует своё сознание, что позволяет ему давать достаточно взвешенные и обоснованные ответы на любые вопросы мировоззренческого характера, а значит осмысленно реагировать на действительность. Вот почему знакомство с философией в принципе не повредит никому, пусть даже он и не станет философом.

Среди мировоззренческих вопросов важнейшее значение для отдельного человека имеют вопросы этики. Общие вопросы устройства мироздания, особенности сознания и процесса познания важны главным образом для философов и учёных, людей, занятых изучением устройства мира, остальные люди мало ими интересуются в повседневной жизни. Для индивида подобные вопросы далеко не так существенны как проблемы его взаимоотношения с другими индивидами и обществом, жизненные ценности и цели. Шерлок Холмс жил, не зная, что земля круглая. Что не мешало ему быть великим сыщиком. Этика определяет поведение людей гораздо больше, чем другие области мировоззрения. Соответственно, для непосредственной жизни общества ключевое значение имеют учения, определяющие этическую систему человека. Среди таковых можно выделить религию и идеологию.

Ранние языческие верования не содержат развёрнутых этических систем. В них обычно этика сводится к реципрокному обмену с богами и духами: принёс жертву богу – он помог тебе в каком-то начинании. Однако практических во всех крупнейших мировых религиях этические воззрения занимают очень важное место и они уже не сводятся только к регулярному исполнению религиозных обрядов. Именно то, что эти религии позволяли человеку получить ответ на важнейшие вопросы о смысл е и целях жизни, они и получили столь широкое распространение. Включённость этических систем в состав религиозных доктрин придавала им религиозный авторитет, а также давала возможность обойти острые вопросы с помощью мифологических объяснений. Например, христианство доказывает необходимость жить добродетельно и справедливость устройства мироздания, постулируя жизнь после смерти и Страшный Суд.

Таким образом, религия тоже задаёт определённую идеологию. Однако зрелой формой идеологии является та, которая базируется не на религиозных, а на философских системах, а наиболее адекватными философскими системами являются те, которые взаимодействуют с наукой и опираются на её данные. Идеология доносит положения философской системы до масс, причём в первую очередь те, что касаются практических действий и жизненных оценок, то есть этические положения. Таким образом, в идеале идеология должна направлять практическое поведение человека в соответствии с научной картиной мира на данном этапе развития знаний.

Можно отметить интересную закономерность – в древности (примерно VI – I вв. до н.э.) в нескольких центрах (Греция, Индия, Китай) появляются философские учения и базирующиеся на них идеологические системы, достаточно резко отделённые от религии. Наибольшего успеха этот процесс достиг в Китае, где именно вопросы этики были поставлены во главу угла и чётко обозначены. Конфуцианство, легизм, моизм, в определённой степени ранний даосизм выработали очень проработанные этические системы. Сначала легизм, а позже конфуцианство были приняты в качестве официальной идеологии Китайской империи.

В Индии и Греции дело осталось на уровне споров философских школ, хотя в Риме при династии Антонинов можно говорить о стоицизме как государственной идеологии.

Однако в поздней древности - раннем средневековье в ходе формирования и распространения прозелетических мировых религий происходит поглощение философии и основанной на ней идеологии религией. Античную философию поглотили христианство и ислам, индийская оказалась поглощена буддизмом и индуизмом, а китайская – буддизмом и местными языческими верованиями (поздний даосизм). В Средние века философия развивается под опекой религии, и идеологические воззрения больше базируются на религиозном авторитете, чем на достижениях философии.

Только в Европе Нового времени произошло окончательное обособление философии от религии. На базе собственно философии, спекулирующей достижениями науки, возникли развитые формы идеологии. И даже идеологические концепции, связанные с религиозным мировоззрением – клерикализм, фундаментализм, - сейчас пытаются найти подтверждение своей правоты в науке. Высшей формой развития философских систем, как уже было сказано, можно считать те, которые опираются на научную картину мира. На мой взгляд, единственной комплексной (охватывающей все сферы философского познания) системой такого рода является марксизм. Большинство других систем такого рода ограничены какой-то одной узкой областью. Например, постпозитивизм, нередко противопоставляемый марксизму как научно обоснованная философская система, является лишь теорией познания, которая на поверку вполне укладывается в более широкую систему марксистского мировоззрения.



Нужна ли людям идеология? Я полагаю, что обществу она крайне необходима. Любая разновидность идеологии лучше её полного отсутствия. Идеология даёт общую систему ценностей, насаждает в обществе определённую этику. Общее понимание устройства жизни помогает объединить усилия разных людей, найти общие цели. Человек, живущий в лишённом идеологии обществе, не знает, зачем живёт. Наличие действующей, т.е. принятой большинством населения, идеологии внутренне укрепляет общество и государство. Однако достичь этого не так просто. История знает немало примеров, когда серьёзные проблемы возникали из-за того, что большинство или значительная часть общества не разделяли идеологию (или религию), принятую верхушкой государства. Подобная ситуация грозит или восстанием снизу или репрессиями сверху, чтобы предотвратить возможное противодействие и навязать свою идеологию. Однако навязывание идеологии – дело непростое, и даже сильнейшее давление властей далеко не всегда приводило к успеху. Часто проще принять в качестве официальной идеологию, принятую большинством населения. Но при этом далеко не факт, что с течением времени обстановка останется прежней, и эта идеология сохранит преобладание в массах, даже несмотря на государственную поддержку. Вполне может произойти обратное – связь с дискредитировавшим себя государственным аппаратом подорвёт доверие к связанной с ним идеологии в народе. Так случилось с древнеримским язычеством, зороастризмом в Иране, русским православием, коммунизмом в СССР.

Возможно ли такое общество, где различия в религиозных и идеологических взглядах не будут приводить к конфликтам, а разные системы взглядов смогут мирно уживаться друг с другом? Казалось бы, по мере развития человечества происходит движение к терпимости и плюрализму. В действительности картина не так однозначна, и процесс напоминает скорее движение маятника. Языческая веротерпимость сменяется фанатизмом мировых религий, плюрализм эпохи Просвещения – идеологическими конфликтами XIX – XX вв. Стоило наступить «разрядке» после холодной войны, как тут же либеральная западная цивилизация (которая стала агрессивной как никогда) поссорилась с исламской, а в Латинской Америке снова поднимает голову коммунизм. Идеология, это, помимо всего прочего, форма выражения интересов групп людей. В этом одно из важнейших её отличий от философии – философия есть абстрактная дисциплина, оторванная от интересов конкретного человека, идеология же неразрывно связана с ними. Даже когда выражена в религиозной форме. Следовательно, пока в обществе существуют противоречия, будут и идеологические (религиозные) конфликты. Однако, чтобы воспринять идеологию, отражающую его интересы, человек должен обладать достаточно развитым мировоззрением (ещё раз о пользе приобщения к философии). В противном случае он может оказаться вовсе вне какой-либо идеологии, а следовательно, и развитой этики, либо воспринять чуждую его интересам идеологию. Государственная идеология всегда отражает интересы правящего класса, и в таком качестве навязывается всему населению.

Таким образом, с марксистской точки зрения на вопрос о необходимости государственной идеологии следовало бы ответить так: необходимо прежде всего государство, в котором власть находится у пролетариата и других неэксплуататорских классов, идеология этих классов и будет государственной. Государство должно поддерживать и распространять свою идеологическую систему, бороться с системами, враждебными ей. Однако эта борьба должна вестись не путём тупого затыкания рта всем несогласным, а путём корректной целенаправленной критики их взглядов. Нужно учитывать, что абсолютно истинным пониманием мира не обладает никто, и адекватная реакция на обоснованную критику необходима для развития философско-идеологической системы, иначе она умрёт. Важно не перегнуть палку с идеологическим контролем, чтобы не впасть в средневековый догматизм. Каждый человек имеет право на свою точку зрения, другое дело, что пропаганда точек зрения, враждебных официальной идеологии должна быть ограничена. Более жёсткая позиция грозит подавить всякую свободу мысли, более мягкая в условиях развития технологий информационной войны делает государство уязвимым для враждебной пропаганды.

Нужно учитывать, что сейчас мы находимся в условиях капиталистического государства с соответствующей государственной идеологией. И её так или иначе разделяет большинство населения, ведь в рамках господствующей идеологии находятся не только активные сторонники режима, но и те кто внутренне смирился с ним, считают существующее положение приемлемым и не станут ничего предпринимать для изменения ситуации. Поэтому распространение марксизма будет неизбежно сталкиваться с противодействием со стороны государственной идеологии. Эта трудность, однако, даёт и надежду на успех, т.к. по мере ухудшения положения населения в государстве, господствующая идеология неизбежно будет терять поддержку населения, и одновременно у масс будет возрастать мотивация к изменению существующего положения. Важно вовремя суметь заполнить возникающий вакуум, иначе это сделает другая идеологическая система. И не факт, что она будет лучше существующей. А внедрение своей идеологии в массы позволит уже непосредственно воздействовать на ситуацию в стране в соответствии со своими взглядами.



Андрей Костылев







Вы можете оставить комментарий
Ваше имя *

Ваш город

Ваш сайт

Ваш электронный адрес


Текст сообщения *

Введите цифры на рисунке
цифровой код
Комментарии
Всего: 0

Последние
фото


Возложение цветов к памятнику Ленину 22....


1 мая 2019

Все альбомы >>



Последние
статьи

2023-04-28 А.В. Шмагирев. Мелкобуржуазные теории со...
2023-04-27 О фашизме на экспортСтатья А. Шмагирева,...

Все статьи >>



Последние
новости

2023-04-28 А.В. Шмагирев. Мелкобуржуазные теории со...
2023-04-27 О фашизме на экспортСтатья А. Шмагирева,...

Все новости >>



Последние
комментарии

2018-11-03 Валерий Яковлевич: Молодец. Алексей!!!
2018-04-01 Юрий Пирогов: В 1917 г . Цивилизация в лице России пер...
2018-04-01 Юрий Пирогов: Валестайн это конечно болтливый прим...
2018-02-26 Mezler: 19 февраля уволен директор Бердского Эле...
2017-10-07 олег: Диагноз: имитация классовой борьбы. прик...
2017-07-15 алекс: тратить сто тысяч на памятник, который п...
2017-05-04 олег: Вот эти полмиллиона соглашателей, членов...
2017-03-05 Валерий Яковлевич: Я с вами!
2017-02-28 Пожарский: На самом деле анонсы в газете были в 201...
2016-07-27 Mezler: Хотя, можно предложить такой опрос в vk....

Все комментарии >>



Яндекс-кошелек:
41001948442890

РКРП и АКМ рекомендуют



Государство и революция
Учение марксизма о государстве и
задачи пролетариата в революции



Поиск
Главная Газета Фото О нас
Материалы
Рубрики