РКРП-КПСС

АКМ Израиль

РКСМ-Новосибирск

АКМ-Ленинград

Центральный сайт АКМ

АКМ-Азербайджан

Боротьба


Наш баннер

Краткое описание:
Каким был в прагматизме Владимир

Относится к рубрике:
История|

2016-11-15 04:45:23

При открытии памятника князю Владимиру на Боровицкой площади, президент В. Путин говорил о нравственных основах и духовных заветах, которые тот оставил, а патриарх Кирилл, что при выборе веры искал он не успокоение души, а истину, к выбору которой, правда, отнесся очень прагматично.

И, слыша такое, полезно, наверное, все-таки обратиться к истории, и духовность, нравственность Владимира, его прагматизм оценить объективно, и начать, наверное, надо с того, что рожден он был, мягко говоря, не очень по-княжески: от своего 18-летнего папы Святослава, для которого был уже третьим ребенком, и какой-то, мало кому известной ключницы Малуши. Узнав про что, бабушка его княгиня Ольга сильно осерчала и ключницу эту в положении выгнала куда подальше, где внучек Володя, наиболее вероятно в 960г., и народился. Будучи праправнуком Рюрика, внуком Игоря и Ольги. Однако народился на Руси еще языческой, и поскольку по обычаям язычников сын рабы мог таки наследовать своему отцу-князю, то бабушка в Киев его к себе под присмотр позднее забрала. А со своих 10 лет, с 970г., сначала, правда, под присмотром-регентством наставника и воеводы Добрыни (дяди по Малуше), юный Владимир по указке отца стал Князем Новгородским.

Однако в 972г. отец умер и Киевом (Русью всею) стал править старший сын Ярополк, хотя власти поболе захотелось и сыну следующему, удельному древлянскому князю Олегу, которого отец туда на княжение в 970г. тоже посадил. Но в 977г. в бою с Ярополком Олег погиб, узнав, о чем Владимир из Новгорода, куда Ярополк посадника своего прислал, бежал. Бежал, и вместе с дядей своим Добрыней по Скандинавии войско стал собирать, а, собрав, в Новгород вернулся, посадника выгнал, и на Киев свергать братишку своего Ярополка двинулся. И не было в те годы ни заводов, ни фабрик, ни магазинов, ничего вообще не было, почему повоевать и где-то позахватывать что-то было для мужчин делом единственно доступным и, можно сказать, даже «любимым», а, победив, они еще и с женщинами сильно поразвлекаться любили. И, скажем, уже в те юные годы первая официальная жена Владимира норвежская княжна Олава подарила ему первого сына Вышеслава. А далее Владимир, захватив перешедший на сторону Киева Полоцк, где княжил князь Рогволд, сразу же, разгоряченный, посвататься решил и к дочери его княжне Рогнеде, поскольку просвататься за нее успел и ненавистный брат Ярополк. Только вот Рогнеда ему, сыну ключницы, в мужьях отказала высокомерно, что вызвало со стороны Владимира месть, и по совету дяди Добрыни он на глазах родителей ее изнасиловал, а затем убил отца, двух братьев, а Рогнеду взял с собой в жены просто насильно.

И в этом нет ничего удивительного, ибо будущее Красное Солнышко в молодости был очень сластолюбив, за что был прозван даже «великим распутником» и, как передает «Повесть временных лет»: «Был Владимир побежден похотью, и были у него жены и наложницы несколько сот. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц». И было у него в общей сложности несколько сотен, до 800, в разных местах наложниц, а официальных языческих жен 6. Первая - Олава, вторая, с 977г., - Рогнеда, подарившая 3-х ему сыновей впоследствии: Изяслава Полоцкого, Ярослава Мудрого и Всеволода. А в 978г. к Киеву, где заперся Ярополк, он с большим варяжским войском подошел, осадил, брата как бы на переговоры выманил в городок Родень, где два варяга «подняли его мечами под пазухи». После чего, красотой грекини Юлии - жены Ярополка, им во время одного из походов похищенной, Владимир, прельстившись, тоже сделал ее, уже в положении, своей женой, после чего родила она Святополка, который считался как бы «от двух отцов»: Владимир рассматривал его как своего законного наследника, в то время как сам Святополк считал себя сыном Ярополка.

И что, после всего этого можно считать Владимира Святым и высоко оценивать его нравственность и духовные заветы, которые оставил? Весьма сомнительно, и потому давайте лучше разберемся, вкупе с такой его «святостью», с его Великостью, ибо, вокняжившись 11 июня 978г. и до конца своей жизни в Киеве, Владимир, оставаясь до 988г. еще и Князем Новгородским, вошел во вкус боевых походов. В 979- 981гг. он воевал с польским князем Мешко I за приграничную Червенскую (Красную) Русь (будущую Галичину) с завоеванием городов Червена и Перемышля. В 981-982гг. присоединил к Древнерусскому государству территорию вятичей, их, обложив данью. В 983г. покорил балто-литовское племя ятвегов (судов) и установил контроль над древне-литовской областью Судовией (самой восточной их прусских земель), что открывало путь к Балтике. В 984г. окончательно покорил радимичей, а в 985г. в союзе с кочевыми тюрками воевал против волжских болгар (булгар) и, одержав победу, заключил с ними на выгодных для Руси условиях договор, а тюркскую Хазарию обложил данью. И во всем этом, как мы видим, он кое-что полезное для Руси сделал, территории ее только преумножал, но никак не уменьшал, и потому определенных степеней Великости, безусловно, достиг. А по части «святости» каноны ее для себя продолжал блюсти, обзаводясь очередными языческими женами: 4-ой - «чехиней» Аделью, давшей ему 4-х сыновей (Мстислав Тмутаранский, Станислав, Судислав и Позвизд), 5-ой - еще одной «чехиней» Малфридой с ее сыном Святославом и, наконец, 6-й - «болгарыней», княжной Милоликой, подарившей 2-х сыновей: Бориса и Глеба, в будущем причисленных к лику святых. А всего же у Владимира только от официальных его жен было не менее 12 сыновей и 10 дочерей.

И потому, вкупе и со всем, уже упомянутым, начнем прояснять, а что же такое его подтолкнуло, чтобы стать еще и Крестителем? Неужели какая-то, вдруг внезапно нахлынувшая идеологическая тяга к Христианству? Да абсолютно же нет, и началась вся эта история совсем с другого, с того, что Владимир осадил принадлежащий Византии в Крыму (близ Севастополя) г. Корсунь (Херсонес), где хранились и христианские святыни - и город, после того, как перекопали трубы, по которым туда поступала вода из колодцев, сдался. Что устроить византийского императора Василия II никак не могло, и за возврат Корсуни он посулил Владимиру в жены свою сестру Анну, чего тот сильно себе еще и затребовал, угрожая пойти походом и на Константинополь. Однако выйти замуж она могла только за единоверца, и потому перед Владимиром было поставлено категорическое условие: или крещение в христианство - или византийской жены не будет, над, чем ему пришлось крепко призадуматься. Ибо жили-то на Руси славяне-язычники, и жили супротив вер всяких иных, включая и христианство, на носителей коего были гонения и в Киеве, отчего погибли даже первые христианские на Руси мученики: варяг Федор и его сын Иоанн, Перуну принесенные в жертвы. А когда же император германский в 962г. в Киев по просьбе княгини Ольги присылал католических епископа и священников хотя бы как для ознакомления, то были они на Руси так «приняты», что «еле спаслись». Да и сам Владимир, в Киеве только вокняжив, воздвиг капище (место за языческим храмом) для капей (статуй идолов) шести главных языческих богов: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргала и Мокоши.

Однако тут, в связи с женитьбой на Анне Византийской, в чем Владимир искал именно успокоение души, а не какую, не истину, принимать надо было какое-то, воистину историческое решение о «выборе вер». К чему он и отнесся очень прагматично, и, чтобы не ошибиться, стал ко двору вызывать проповедников и ислама, и иудаизма, и западного «латинского» христианства (католицизма), но после беседы с «греческим философом» принял таки решение о крещении «по закону греческому». Т.е. как бы будущему христианско-православному. «И заключили они договор, чтобы женился царь русов на сестре Василия, после того как крестился и крестил весь народ его стран (Руси всей), а они народ великий» (историк XI века Яхъя Антихойский). Детали хронологии Крещения, правда, несколько расходятся, ибо исторические свидетельства утеряны еще в начале XII века, а источники сохранившиеся указывают год крещения самого Владимира - 987-й. Когда, получив его согласие, Василий послал в Корсунь к нему Анну, «митрополитов и епископов, и они окрестили царя. А когда было решено о браке, прибыли войска русов и соединились с войсками греков» (ист. Яхъя). При этом Владимир, согласно практике крещений тех времен, принял в честь шурина своего христианское имя Василий, а, церемонию бракосочетания, закончив, Корсунь вернул Византии и вернулся в Киев, где сразу же идолы языческие в Днепр повелел сбросить, и прагматично приступил к подготовке крещения народа.

Почему Крещение собственно Руси состоялось только в 989г., однако исторически его датой принято стало считать как бы «усредненный» 988-ой год, ну а Владимира самого - Крестителем. Хотя, если реально, христианизация больших территорий Древнерусского государства оказалась процессом длительным, продолжалась еще не одно десятилетие и уже далеко-далеко не при Владимире. И если в Киеве, скажем, крещение народа прошло сравнительно мирно, то вот в Новгороде, где крещением руководил Добрыня, сопровождалось оно восстаниями народа и подавлением их силой. А уж в Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена как бы сохраняли свою определенную автономию, христиане оставались меньшинством вплоть до XIII века, и также язычество продолжало еще долго господствовать и у вятичей.

Официально же крещение сопровождалось учреждением церковной иерархии, и Русь стала одной из митрополий (Киевской) Константинопольского патриархата, и была также создана епархия и в Новгороде, а поскольку христианство тогда было еще единым, то не препятствовал Владимир деятельности праведников и западных. Однако единым было оно только до 1054 г., всего 66 лет, после чего состоялся окончательный исторический раскол Церкви Христианской на Католическую - западную, и Православную - восточную. Почему и, говоря о принятии Крещения Русью, правильнее и точнее определять это как принятие ею через 39 лет после кончины Владимира, уже при его действительно Мудром сыне Ярославе Православия, масштабность чего исторически впоследствии очень определилась. Особенно после того, как в 1589г. на Руси было установлено патриаршество, и она стала оплотом Православия на земле, итоги чего в свете отношения к ней Запада мы до сих пор, образно говоря, и пожинаем.

А сам же Владимир (Василий) после такого своего эпохального свершения как-то остепенился и стал действительно «прокладывать дорогу к строительству централизованного Российского государства». И хотя в 991г. еще и произвел по привычке поход в прикарпатские земли против белых хорватов, впервые включив их в состав Древнерусского государства, а в 1000 году 6 тыс. русов поучаствовали и в византийском христианском походе в Армению, но добавились к этому дела еще и внутренние, внутригосударственные. Начиная с мелочей, когда после женитьбы на единственной своей христианской супруге Анне он как-то и наложниц всех своих подзабыл, и всех бывших своих языческих жен от супружеских обязанностей освободил, а Рогнеде даже демократично предложил выбрать себе другого мужа, на что та, сильно обидевшись, выбрала себе постриг монашеский. Но, кроме таких изменений личных, Владимир вел и активную внешнюю политику, заключив за время своего правления договора c императором Византии Василием II, королем Венгрии Стефаном I, Польши - Болеславом I, Чехии - Болеславом II и папой Римским Сильвестром II. Стали закладываться и новые каменные города: Владимир-на-Клязьме (990г.), Переяславль-Киевский (992) и другие, а законы Владимир принимал при согласовании с советом из военачальников его дружины, бояр, посадников и старейшин разных городов. Причем, что касалось смертной казни, то сначала с представлениями херсонесского духовенства согласился, однако, с советом своим, посоветовавшись, утвердил преступников наказывать по обычаю старому денежным штрафом - «вирой» в княжескую казну.

Начала распространяться на Руси и связанная с Крещением грамотность, учителями в которой выступали и византийцы, и учившиеся на Афоне болгары, хотя и насильственно: «Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них, ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них, как о мертвых». А киевлян Владимир каждое воскресенье щедро угощал на пирах, за что Красным Солнышком в народные былины и вошел. Начал он и чеканку первых на Руси монет по византийским образцам, правда, не из экономических потребностей, ибо обслуживалась тогда Русь золотыми и серебряными византийскими и арабскими монетами, а чтобы были монеты с его, как христианского государя изображением. Стал по монетам известен и княжеский знак Владимира - «тризуб», также взявший истоки свои из древности, а у Порошенко ставший даже гербом его Украины (трезубец как Малый герб Украины был утверждён ещё в феврале 1992 года – ред.)

А вот последние годы жизни у Владимира выпали сложными: во-первых, в 1011 г. скончалась Анна, и его жизнь с ней семейная закончилась, а, во-вторых, двое его старших сыновей, от разных в 988 г. матерей, стали тяжбу за власть затевать и против слабеющего отца своего плести заговоры. За что Святополка (от Юлии) пришлось посадить под стражу, а Ярослав (от Рогнеды), будущий Мудрый из Новгорода отказался в 1014 г. платить отцу дань. Поэтому Владимир и засобирался завещать власть любимому сыну Борису, однако его смерть в загородной резиденции в Берестове 15 июля 1015 г. застала Бориса в походе на печенегов. Смерть эту, правда, решили скрыть, ибо Святополк находился под арестом в Киеве и власть мог сразу же узурпировать, и тело князя, ковром обернутое, тайно ночью вывезли на санях и привезли в Киевскую, первую на Руси (990 г.) каменную церковь, построенную на месте казни тех самых христианских мучеников: Федора и Иоанна, где он рядом с Анной и был похоронен, но в 1240 г. церковь монголами была разрушена. Сыновья же о смерти отца все равно узнали, и меж ними началось не государственное укрепление, а отчаянная за власть борьба. Сначала год (1015-1016) покняжил все ж таки Святополк Окаянный. Затем его на 2 года (1016-1018) согнал Ярослав Мудрый. Потом Святополк на год (1018-1019) власть опять захватил, ну а уж далее, брата прогнав, правил уже только Ярослав Мудрый (1019-1054) вплоть до принятия Православия.

А что до Владимира, то канонизировать его, не духовного сластолюбца такого, РПЦ долго не хотела, и первые сведения об его официальном почитании как святого равноапостола появились только в XIV веке, с его памятью 15 (28) июля связанные. В 1853 г. в Киеве ему был открыт памятник, в 1896 г. освящен построенный Владимирский собор, а Указом Святейшего синода в 1888 г., 900-летия Крещения, День памяти св. Владимира определили относить к праздникам. Что РПЦ с тех пор в день его преставления 15 июля по юлианскому календарю и делает, а католики, поскольку Крещение Владимир принимал еще до раскола Церкви христианской в 1054г.- 28 июля по календарю григорианскому. Ну а настолько он свят и велик был, духовен и нравственен - пусть определяют не президент с патриархом, а каждый для себя лично.



Геннадий ТУРЕЦКИЙ





Вы можете оставить комментарий
Ваше имя *

Ваш город

Ваш сайт

Ваш электронный адрес


Текст сообщения *

Введите цифры на рисунке
цифровой код
Комментарии
Всего: 0

Последние
фото


Возложение цветов к памятнику Ленину 22....


1 мая 2019

Все альбомы >>



Последние
статьи

2023-04-28 А.В. Шмагирев. Мелкобуржуазные теории со...
2023-04-27 О фашизме на экспортСтатья А. Шмагирева,...

Все статьи >>



Последние
новости

2023-04-28 А.В. Шмагирев. Мелкобуржуазные теории со...
2023-04-27 О фашизме на экспортСтатья А. Шмагирева,...

Все новости >>



Последние
комментарии

2018-11-03 Валерий Яковлевич: Молодец. Алексей!!!
2018-04-01 Юрий Пирогов: В 1917 г . Цивилизация в лице России пер...
2018-04-01 Юрий Пирогов: Валестайн это конечно болтливый прим...
2018-02-26 Mezler: 19 февраля уволен директор Бердского Эле...
2017-10-07 олег: Диагноз: имитация классовой борьбы. прик...
2017-07-15 алекс: тратить сто тысяч на памятник, который п...
2017-05-04 олег: Вот эти полмиллиона соглашателей, членов...
2017-03-05 Валерий Яковлевич: Я с вами!
2017-02-28 Пожарский: На самом деле анонсы в газете были в 201...
2016-07-27 Mezler: Хотя, можно предложить такой опрос в vk....

Все комментарии >>



Яндекс-кошелек:
41001948442890

РКРП и АКМ рекомендуют



Государство и революция
Учение марксизма о государстве и
задачи пролетариата в революции



Поиск
Главная Газета Фото О нас
Материалы
Рубрики