РКРП-КПСС

АКМ Израиль

РКСМ-Новосибирск

АКМ-Ленинград

Центральный сайт АКМ

АКМ-Азербайджан

Боротьба


Наш баннер

Краткое описание:
О патриотизме

Относится к рубрике:
Оценка событий|Статьи|

2017-05-16 04:56:01

Известный экономист и публицист Михаил Хазин дал к 9 мая интервью на тему о патриотизме:

Мысли этого весьма грамотного специалиста всегда интересны и оригинальны. Так и сейчас. Со многими из этих мыслей можно согласиться.

Например:



«... А очень много людей не понимают, что такое патриотизм. Они считают, что патриотизм — это надо хвалить все, что у нас здесь происходит. Абсолютно нет, это не так! Еще раз повторю: патриот — это человек, который хочет приблизить ту реальность, которая здесь есть, к той идеальной картине, которая есть у него».

Собственно, мы, коммунисты, и хотим приблизить общество к тому идеалу справедливости и прогресса, который был научно обоснован классиками марксизма, поэтому и являемся настоящими патриотами.

Но есть в рассуждениях Хазина и слабые места, внутренние противоречия, вполне объяснимые тем, что он не марксист и не стоит на классовой позиции, с которой только и можно дать верное, научное объяснение общественным явлениям, в том числе и такому как патриотизм.



«То есть если Родина — это то место, где ты принимаешь, что базовая система ценностей совпадает с твоим идеалом, воспитанным в детстве, то патриотизм — это понимание того, что нужно сделать, чтобы приблизить реальность вот к этому идеалу.

И по этой причине нельзя быть патриотом чужой страны».

Но базовая система ценностей зависит не столько от страны как географического понятия, сколько от общественного строя в этой стране, и сильно различается в пределах одного общества у разных классов. У буржуазии одна система ценностей, у пролетариата совершенно другая. При этом уровень развития пролетарской системы ценностей зависит от уровня развития самого класса пролетариев – насколько этот класс осознал свои интересы и выступает не просто объектом эксплуатации, а реальным субъектом в борьбе за эти интересы – в классовой борьбе.

Поскольку в настоящее время уровень классового сознания у российских трудящихся пока не так высок (до сих пор сказывается деморализация от перестройки и контрреволюционного переворота), то многие советские люди, сохранившие здоровые ценности социалистического общества, в современной капиталистической РФ оказались, по сути, в чужой стране. Но это, конечно, не причина отказаться от борьбы за изменение ситуации.

Далее М. Хазин пишет: «И как только у человека сформируется это представление, изменить его крайне сложно. Мы это очень хорошо видим на примере Украины, где за 25 лет создали довольно большую группу людей, молодежи, которая уже не застала советскую власть и которую выучили в рамках вот этой псевдоисторической «мульки», которая была сочинена на Украине в качестве замены истории».

Хазин говорит правильно, только при этом стесняется сказать, что в России произошло то же самое. 25, а точнее - 30 лет людям вбивали в голову ложь о советской истории и о социализме.

Сейчас многие русские национал-патриоты любят приводить в пример Украину, как пример идиотизма и деградации. Конечно, сидя в дерьме всего лишь по шею, всегда приятно осознавать свое превосходство над соседом, сидящим там по самую макушку, так, что только хохол торчит.

В частности, говорят про саму идею «украинства», как фикцию, призванную противопоставить одну часть по сути одного народа другой. И это во многом верно. Но при этом забывают, что в 1990-91 гг., когда разрушали СССР, при слове «Россия» нормальные люди плевались, примерно так же, как сейчас при слове «Украина» на Донбассе. Потому что ельцинская шайка активно позиционировала себя именно как «россиян», противопоставляла Россию всему Советскому Союзу и другим союзным республикам. Собственно, именно объявление «суверенитета» России (РСФСР) и привело к развалу СССР, а вовсе не сепаратизм в национальных республиках. Такой вот был акт национального самоубийства.

Зато сейчас все кричат «Россия, вперед!», машут ельцинскими флагами, а оперившийся российский капитал уже забыл о роли РФ в развале единой страны и претендует на роль наследника СССР (конечно, не как носителя идей социализма и пролетарского интернационализма, а как прикрытие целей экономического подчинения бывших союзных республик). Чем не парадокс истории и искаженное ее восприятие?

Понятно, что виноваты не названия Россия и Украина, родные для каждого нормального русского и высоко ценимые, в том числе, и в советское время. А виноваты те, кто сейчас у власти и в России, и на Украине. И, как видим, хрен редьки не слаще.

После победы евромайдана на Украине, конечно, вообще ад творится. Но, как уже отмечалось, то, что где-то еще хуже - это не повод радоваться своему положению. К тому же, речь не про последние 3 года, а про 25 лет, в течение которых мозги и промывали.

При этом встает вопрос о нашем отношении к патриотизму. Понятно, буржуазный патриотизм, призванный замазать классовую противоположность и подчинить трудящихся эксплуататорам, чужд коммунистам. Некоторые даже считают, что коммунистам, особенно сейчас, когда буржуазия интенсивно эксплуатирует патриотическую и псевдопатриотическую риторику, следует вообще максимально дистанцироваться от патриотизма. Даже от советского патриотизма, ибо, как утверждают сторонники такой позиции - Советского Союза сейчас нет, поэтому не может быть и советского патриотизма. А заигрывание с советской историей используется буржуазной властью лишь для повышения своей популярности, как в случае с празднованием Дня Победы (https://vk.com/redperm?w=wall440542_2600 ).

Думается все-таки, что, отвергая буржуазный патриотизм и разоблачая попытки правящего режима паразитировать на достижениях советского периода, коммунисты должны использовать в своей пропаганде и агитации и патриотические мотивы.

Ведь патриотизм – это исторически сложившееся чувство в общественном сознании, представляющее собой любовь и привязанность к своей Родине и своей нации. А коренные интересы и страны, и всех населяющих ее национальностей состоят как раз в построении передового и справедливого, т.е. социалистического, общества, такого строя, который выгоден 90% населения, а не 2-3%. Т.е. в социалистической революции. С таким понимание патриотизма вполне можно «идти в народ». Как писал Ленин в своей знаменитой статье «О национальной гордости великороссов»:

«Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы её трудящиеся массы (т.е. 9/10 её населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов. Нам больнее всего видеть и чувствовать, каким насилиям, гнету и издевательствам подвергают нашу прекрасную родину царские палачи, дворяне и капиталисты».

В данном случае Хазин перекликается с Лениным, когда говорит о патриотизме как о желании изменить страну в соответствии со своим идеалом. Только у Ленина не некий абстрактный «идеал», а вполне конкретный - избавить 9/10 населения страны от насилия со стороны эксплуататоров и поднять до сознательной жизни.

Более того, патриотизм неотделим от истории. В той же статье Ленин продолжал:

«Мы гордимся тем, что эти насилия вызывали отпор из нашей среды, из среды великорусов, что эта среда выдвинула Радищева, декабристов, революционеров-разночинцев 70-х годов, что великорусский рабочий класс создал в 1905 году могучую революционную партию масс, что великорусский мужик начал в то же время становиться демократом, начал свергать попа и помещика».

Сейчас, кроме описанных Лениным достижений, мы имеем в активе такой гигантский капитал как достижения Советского Союза – победа пролетарской революции, построение социалистического общества, в котором впервые за несколько тысяч лет установились человеческие отношения между людьми, индустриализация, коллективизация и культурная революция, победа социалистического государства во Второй мировой войне над силами европейского капитализма во главе с немецкими фашистами, выход в космос и многое другое. Было бы очень большой глупостью отказываться от этого по праву нам принадлежащего капитала только на том основании, что путинская власть в последнее время тоже пытается примазаться к этим достижениям. Буржуазия, если ей надо будет, не только Сталина и победу в Великой Отечественной, но и Ленина и Октябрьскую революцию своими объявит, естественно, выхолостив и исказив сущность (и такие буржуазные идеологи уже есть, см., например, http://rkrp-rpk.ru/content/view/12362/ ). И что - нам тогда надо будет и от Ленина отказаться? Это была бы какая-то совсем капитулянтская позиция. Тогда и останется только заниматься защитой прав ЛГБТ:).

Но и ставить патриотизм в центр нашей идеологии, подобно правым оппортунистам и социал-патриотам из КПРФ, мы тоже не должны. В условиях буржуазного государства, тем более, когда патриотизм действительно стал «прибежищем негодяев», такая позиция была бы весьма сомнительной и двусмысленной. Основная линия коммунистической пропаганды, конечно, должна строиться вокруг темы классовой борьбы.

Так что, представляется, использование коммунистами патриотической темы возможно и полезно при соблюдении следующих принципов:

1. Связь патриотизма и социалистической революции, исходя из понимания патриотизма как стремления сделать жизнь в стране лучше для трудящихся, т.е. для большинства народа.

2. Пропаганда достижений Советского Союза (а это самая выдающаяся эпоха русской истории, с этим сейчас вынуждены соглашаться даже многие буржуазные деятели). При этом ни в коем случае нельзя допускать слияния с властью и буржуазными силами в «народном единстве» по случаю Дня Победы иди других аналогичных дат, а разъяснять, что все победы и достижения были достигнуты при диктатуре пролетариата, социалистическим государством, под руководством коммунистической партии, причем не ради прибылей олигархов, а ради счастливой жизни и светлого будущего рабочих и крестьян нашей страны и всего мира. Необходимо разоблачать лживость любых аналогий между СССР и нынешней буржуазной РФ, которые пытается пропихнуть проправительственная пропаганда, показывать, что одно дело – отдать силы и даже жизнь за социалистическое Отечество, за общенародную собственность и власть трудящихся, а совсем другое – за олигархов и их президентов.

Собственно, РКРП и некоторые другие коммунистические партии и группы давно уже проводят эту линию. И последние события с арестами коммунистов на акциях в честь Дня Победы доказывают, что данная тактика бьет в цель, пугает господ капиталистов.

3. Разъяснение необоснованности, т.е. разоблачение заявлений путинского режима о каких-то больших успехах современной России, даже с буржуазной точки зрения, вранья и показухи официозной пропаганды.

В таком виде патриотизм займет свое достойное место в арсенале коммунистического агитатора.



А. Шмагирев, член Идеологической комиссии ЦК РКРП-КПСС.





Вы можете оставить комментарий
Ваше имя *

Ваш город

Ваш сайт

Ваш электронный адрес


Текст сообщения *

Введите цифры на рисунке
цифровой код
Комментарии
Всего: 0

Последние
фото


Пикет в поддержку Мухина и ИГПР ЗОВ


9 мая 2017

Все альбомы >>



Последние
статьи

2017-09-07 За что отстранили от власти Хрущёва? За ...
2017-05-16 О патриотизме

Все статьи >>



Последние
новости

2017-09-25 25 СЕНТЯБРЯ 1949 Г. – СООБЩЕНИЕ ТАСС ОБ ...
2017-09-24 Останутся ли в России бедняки?

Все новости >>



Последние
комментарии

2017-07-15 алекс: тратить сто тысяч на памятник, который п...
2017-05-04 олег: Вот эти полмиллиона соглашателей, членов...
2017-03-05 Валерий Яковлевич: Я с вами!
2017-02-28 Пожарский: На самом деле анонсы в газете были в 201...
2016-07-27 Mezler: Хотя, можно предложить такой опрос в vk....
2016-07-27 Mezler: Полностью с тобой согласен. Подобные соц...
2016-07-24 serg: """Такое отношение молодёжи – знаковое с...
2016-07-19 олег: эти пикеты стоит использовать для уточне...
2016-07-11 Mezler: Вот, что смог найти. На 100% в их подли...
2016-07-09 олег: Смахивает на легенду. Или кем и где было...

Все комментарии >>



Яндекс-кошелек:
41001948442890

РКРП и АКМ рекомендуют



Государство и революция
Учение марксизма о государстве и
задачи пролетариата в революции



Поиск
Главная Газета Фото О нас
Материалы
Рубрики